КРАТКАЯ ИСТОРИЯ УШУ
Зачатки первых систем ушу
возникли еще до становления китайской государственности, но до III-IVвв.
видимо не существовало ушу в полном объеме - была лишь подготовка воинов,
"воинское ремесло", которое первоначально имело вид
танцевально-боевых упражнений, а позже приобрело статус военизированной
учебной дисциплины в специальных учебных заведениях.
К концу II века вся
индивидуальная подготовкка воинов была объединена под названием уи. Этот
термин сохранялся на протяжении многих столетий, и впоследствии стал
синонимом к ушу. В уи вошли цзюэди (борьба), шоубо (рукопашный бой), техники
работы с оружием. Комплексы имитировали бой голыми руами, бой с оружием,
защиту от вооруженного нападения. Обучение базировалось на комплексах
формальных упражнений - таолу - которые выполнялись как индивидуально, так и
с партнерами.
В периоды "Весен и
Осеней" (770-476гг. до н.э.) и Воюющих Царств (475-221гг. до н.э.) жили
и работали крупнейшие китайские философы: Конфуций, Лао-цзы, Мэн-цзы,
Чжуан-цзы. Китаю был передан духовный импульс, повлиявший на развитие всей
Восточной Азии в последующую пару тысячелетий. В Iв. в Китай из Индии начал
проникать буддизм. Все эти философские системы учили видеть общее за
разнородными вещами повседневности. Так как боевыми искусствами занимались не
только простые воины (выступить в поединках на помостах не чурались даже
некоторые императоры), то китайские воинские искусства постепенно начали
сливаться с философскими системами, перерастая уровень простого набора
приемов ведения боя. Возможно, именно благодаря этому они и не затерялись в
веках, а развились и дожили до наших дней.
Примерно в VIв. в Китай пришел
индийский миссионер Бодхидхарма, который стал проповедовать буддизм в
монастыре Шаолинь неподалеку от Лояна. Согласно легенде именно он основал
знаменитый шаолиньский стиль ушу. По преданиям впоследствии шаолиньские
монахи помогли вернуть престол второму императору династии Тан - Ли Шиминю -
и тот разрешил монастырю содержать монашеские войска. Появился специальный
термин - усэн (монах-боец).
В сунскую эпоху (960-1279)
немало монахов, в том числе и усэнов, стало уходить в мир, слагая с себя
монашеские обязательства. В XIIIв. шаолиньское ушу пришло в упадок из-за
многочисленных гонений на буддизм и монгольского вторжения. В 1224 году в
монастырь Шаолинь пришел молодой человек, взявший монашеское имя Цзюэюань.
Увидев плачевное состояние ушу в монастыре, он решил, что утеряна истинная
традиция боевого искусства, и став ее возрождать он, фактически, создал новый
стиль, доживший до наших дней.
В 1219 году, когда после
завоевания Китая Чингиз-хан пошел войной на запад, в Китай стали переселять
персов и арабов, исповедовавших ислам. Таких людей называли "сэму"
("цветноглазые"),
они имели меньше прав, чем монголы, но больше, чем китайцы. В официальных
документах династии Юань их именовали "хуэйхуэй". Пришедшие на
восток мусульманские пехотинцы и артиллеристы в 1275 году в соответствии с
указом основателя династии Юань "всюду вступать в общины жителей
приграничья" из солдат стали крестьянами. Из этих людей, а также
прибывших при династии Тан и Сун по морю арабских иммигрантов и принявших
ислам китайцев и сформировалась нация хуэйцзу ("мусульман"). В
течении более чем семисот лет своего существования нация хуэйцзу была
неразрывно связана с ушу, которое они рассматривали как средство самообороны.
Занятия ушу считались священнодействием, стимулировавшим дух мусульман.
В 1351-1368 годах народное
восстание "красных повязок", под предводительством Чжу Юаньчжана
(который сам был большим любителем ушу) положило конец монгольской династии
Юань и привело на трон Поднебесной династию Мин, первым императором которой
Чжу Юаньчжан и стал. Начался "золотой век" ушу.
В XVIв. приморские провинции
Китая стали подвергаться опустошительным набегам японских пиратов. "Покарать
бандитов и оберечь народ" было предписано Ци Цзигуану (которому к этому
моменту было 27 лет). Он попал в трудную ситуацию: войска в тех местах были
слишком малочисленны, и прекрасно подготовленные японские самураи без труда
расправлялись с плохо организованными отрядами, пытавшимися давать им отпор.
Поэтому Ци Цзигуан, будучи прекрасным знатоком ушу, решил привлечь отряды
местного ополчения из бойцов ушу и народных мастеров. В 1561 году японцы в
провинциях Чжэцзян, Фуцзянь и Гуандун были разбиты. Получив должность
генерала Ци Цзигуан предписал всем своим воинам и даже высшему офицерскому
составу заниматься ушу. Сведя воедино многие системы военной подготовки, он
написал трактат "Цзисяо синьшу" ("Новая книга записей о
достижениях [в военном деле]"). Благодаря деятельности Ци Цзигуана XVIв.
считается переломным в истории ушу.
Правление династии Мин было
эпохой стабильного, методичного совершенствования и мирного сосуществования
различных школ. Однако ничто не вечно.
6 июня 1644 года Пекин был
взят маньчжурскими войсками. Минский император повесился, чтобы не попасть
живым в руки завоевателей. Была установлена новая династия - Цин - которая,
несмотря на поистине грандиозный размах национально-освободительной борьбы в
Китае, сумела удержать власть до 1911 года. Центром практики ушу стали тайные
общества.
В течении всего XIXв.
Поднебесную сотрясали народные восстания, направленные против маньчжурского
владычества и засилья иноземцев. Тайные общества, культивировавшие различные
стили ушу, принимали на себя основной удар и в восстании "Восьми
триграмм", и в Опиумных войнах, и в великой народной войне тайпинов.
Апофеозом деятельности тайных обществ стало восстание ихэтуаней (1899-1901),
вошедшее во всемирную историю под названием "боксерского".
Несмотря на то, что разгром
ихэтуаней привел к гибели значительного количества мастеров ушу, прочно
укоренившиеся традиции боевых искусств не могли, разумеется, исчезнуть
бесследно. Во время Синьхайской революции (1911-1913) и позднее, при
правлении милитаристов, деятельность тайных обществ возобновилась с новой
силой.
Правительство Китайской
республики оказывало большую поддержку развитию ушу. Первый президент Китая
Сунь Чжуншань (Сунь Ятсен) сам изучал тайцзицюань под руководством Цай
Гуйциня. Его преемник - генералиссимус Цзян Цзеши (Чан Кайши) - так же был не
чужд боевых искусств, он лично присутствовал на Гокао ("государственные
испытания" - нечто вроде всекитайских соревнований по ушу), которые
проводил в Нанкине (тогдашей столице Китая) Центральный институт гошу
("национальное искусство" - так в период правления партии Гоминьдан
называли ушу), основанный в 1928 году. Ректором Института был генерал Чжан
Чжицзян, покровительствовал ему министр обороны Фэн Юйсян. Другой крупной
организацией, развивавшей ушу, была основанная в 1909 году в Шанхае
Ассоциация Цзинъу ("Ассоциация истинных боевых искусств"). Обе
организации имели филиалы во всех провинциях Китая (Ассоциация Цзинъу - и за
рубежом, в местах компактнгого проживания китайцев: Вьетнаме, Малайзии,
Сингапуре, Филиппинах и т.д.), преподавали там крупные мастера, хранители
истинной традиции. Во время второй мировой войны многие мастера ушу воевали в
армии или партизанских отрядах, внеся свой вклад в дело победы над Японией.
После прихода к власти
коммунистической партии и образования КНР правительство обратилось к мастерам
ушу с призывом выйти из подполья, мотивируя это тем, что все мотивы для
тайной деятельности остались в прошлом (власть маньчжуров свергнута, японцы
изгнаны, страна объединена под единой властью). Правительству поверили, и в
1953 году в Тяньцзине с 8 по 12 ноября прошла Первая Всекитайская
национальная спартакиада, 75% которой заняли выступления по ушу. Было
продемонстрировано 139 стилей ушу, проведены поединки по рукопашному бою (без
какого-либо защитного снаряжения), по бою на коротком оружии (мечах) и бою на
длинном оружии (шестах и копьях), а ткаже соревнования по такому древнему
национальному виду состязаний как поднятие тяжестей. Увидев такую мощь (в
поединках практически не было травмированых) правительство испугалось - мало
ли куда повернет эта сила в будущем. Ряд тайных обществ было разогнано.
Параллельно из нескольких мастеров и историков ушу, согласившихся
сотрудничать с государством (так как искренне сичтали, что ушу нуждается в
реформировании), была создана комиссия по реформе ушу. Известный мастер Цай
Лунъюнь на основе своего фамильного стиля хуацюань (расцветающий кулак), а
также ряда других северных стилей - чжацюань (кулак семьи Чжа), паоцюань
(пушечный кулак), хунцюань (кулак потока), пигуацюань (кулак рубки и
подвешивания), шаолиньцюань (кулак монастыря Шаолинь) и др. - создал новый
спортивный синтетический стиль чанцюань (длинный кулак). На основе пяти
стилей провинции Гуандун (стили семей Хун, Цай, Ли, Лю и Мо) был создан синтетический
спортивный стиль наньцюань (южный кулак). Названия приемов заменялись на
технические, лишая их тем самым духовной наполненности (согласитесь,
"удар, раскалывающий гору" - это одно, а "хлопок кулаком по
ладони" - совсем другое). В период "Великой пролетарской Культурной
революции" (1966-1976) занимавшиеся ушу подверглись массовым репрессиям
за "потакание феодальным пережиткам". Однако в это время благодаря
кинобоевикам начался рост популярности ушу за рубежом, и дабы не портить международного
имиджа ушу оставили в покое.
Сейчас государство по-прежнему
проводит политику по превращению ушу в спорт. Среди молодежи, не видевшей
истинного ушу, популяризируются чанцюань и наньцюань, спортивные и
оздоровительные версии древних стилей. Созданы правила проведения поединков
(бой по правилам - вещь в традиционном ушу просто немыслимая, по выражению
одного из мастеров "чтобы побеждать в поединках по правилам саньшоу,
нужно заниматься боксом а не ушу"). Традиционное ушу продолжает
существовать, но не пересекаясь с государственным, и чтобы выйти на настоящих
мастеров нужно немалое упорство и наличие знакомств.
|